Ученые считают, что течение Гольфстрим может исчезнуть уже через 2 года

Исследователи Копенгагенского университета обнаружили, что атлантическое течение Гольфстрим, регулирующее климат в Северном полушарии, может исчезнуть гораздо раньше предыдущих прогнозов. Речь идет о периоде с 2025 по 2095 год.

Об этом сообщает Live Science со ссылкой на результаты исследования, опубликованного в журнале Nature.

Ученые отмечают, что согласно этому исследованию, течение Атлантического океана, известное как Атлантическая меридиональная опрокидывающая циркуляция (AMOC), может исчезнуть в любое время, начиная с 2025 года из-за изменений климата.

AMOC является течением, которое приносит теплую воду из Мексиканского залива в Великобританию, а также отвечает за мягкие зимы в Западной Европе. В то же время, Гольфстрим является частью этого течения, исчезновение которого спровоцирует резкое падение температуры, гибель экосистем и штормы на всей планете.

Течения Атлантического океана работают как бесконечный глобальный конвейер, перемещающий кислород, питательные вещества, углерод и тепло по всему земному шару. Теплые южные воды, которые более соленые и плотные, текут на север, охлаждаются и погружаются в воду на более высоких широтах, выделяя тепло в атмосферу. Затем вода медленно дрейфует на юг, снова нагревается, и цикл повторяется.

Однако изменение климата замедляет этот поток. Пресная вода от таяния ледяных покровов сделала воду менее плотной и соленой, а последние исследования показали, что течение является самым слабым за тысячу лет.

По данным ученых, если циркуляция будет нарушена, температура в Европе и Северной Америке может упасть на 5 градусов Цельсия в течение десяти лет.

Соавторы исследования говорят, что результаты стали для них неожиданными, поскольку предварительные данные других работ указывали на гораздо менее быстрые изменения. Они также заявили о необходимости «немедленно принять меры», поскольку ученые прогнозируют 95% шанс краха AMOC, если выбросы парниковых газов сохранятся на том же уровне. Там добавляют, что вероятнее всего, это произойдет в 2057 году, однако ученые не исключают возможности, что коллапс может наступить уже через два года.

Для исследования ученые использовали данные о температуре океана в последние 150 лет, а затем объединили их с новыми инновационными статистическими инструментами.

Однако океанографы и эксперты по климату заявили, что исследование имеет ряд неопределенностей. В частности, профессор наук об океане и климате в Университетском колледже Лондона Дэвид Торналли говорит, что, несмотря на тревожность данных, они нуждаются в более детальном исследовании, поскольку в исследовании есть предположения.

Более подробно проблемы исследования обозначила Йохем Мароцке, профессор климатологии и директор Института метеорологии Макса Планка в Гамбурге. По ее словам, несмотря на мастерство математических расчетов, связанные с физикой данные — «чрезвычайно шаткие».

«Они основываются на предположении, что коллапс, показанный упрощенными моделями, правильно описывает реальность, но мы просто не знаем, и нет серьезного обсуждения недостатков этих упрощенных моделей», — говорит профессор.

Авторы исследования в дальнейшем планируют обновить свои модели, добавив туда данные за последние три года. По их словам, это сузит промежуток времени, когда должен произойти коллапс AMOC.