Суд освободил из-под стражи подозреваемого в создании «ДНР» Андрея Кунавина

Шевченковский суд Киева освободил из-под стражи Андрея Кунавина - подозреваемого в создании так называемой «ДНР», финансировании терроризма и, как ранее отмечали в СБУ, вероятного свидетеля по делу МН-17. Он находится под круглосуточным домашним арестом.

Об этом рассказал адвокат подозреваемого Александр Корнага, передает Громадское.

Прокуроры обжаловали решение в апелляционном суде и подавали ходатайство о повторном взятии Кунавина под стражу, но им было отказано.

Сейчас досудебное следствие по делу завершено и обвинительный акт передан в суд.

Андрею Кунавину инкриминируют финансирования терроризма и создание незаконных вооруженных формирований.

По данным следствия, Кунавин организовал назначения в «ДНР» подконтрольных ему Александра Немогая — на должность командира артиллерийского батальона «Кальмиус», Виталия Лунева — на должность директора департамента торговли министерства торговли «ДНР», Леонида Харченко — на должность командира 2-й роты диверсионной разведки разведывательного управления «ДНР».

Также в перехваченных Службой безопасности разговорах якобы Кунавин беседует с Сергеем Дубинским (позывной «Хмурый») и Леонидом Харченко (позывной «Крот»). В 2014 году они находились под командованием «военной разведки ДНР», а сейчас является обвиняемыми по делу о сбивания самолета рейса MH-17.

По мнению следствия, Кунавин дал по Дубинскому положительные характеристики помощнику президента РФ Владиславу Суркову, руководителям ФСБ Сергею Смирнову и Александру Бортникову, а также Главному управлению Генерального штаба вооруженных сил России (бывшее ГРУ).

«Кунавин лично организовывал Дубинскому встречи с указанными выше лицами в Москве. Перед этим Дубинский по указанию Кунавина разработал организационно-штатную структуру разведывательного управления "ДНР", подготовил докладную записку о разведывательно-диверсионных операциях, а также определил объемы финансового и материально-технического обеспечения со стороны РФ», — говорилось в подозрении Кунавину.

Под видом гуманитарной помощи и предпринимательской деятельности, как утверждает следствие, Кунавин организовал материальное-техническое обеспечение подразделений «ДНР» (в частности, батальонов «Оплот» и «Кальмиус»), а также обеспечивал «налоги» в бюджет «ДНР», из которого финансировали военно-политический блок.

«Кунавин организовывал вооруженное сопротивление сотрудникам правоохранительных органов и военнослужащим ВСУ, проводил инструктажи и совещания с руководителями вооруженных формирований, организовывал финансирование террористической деятельности», — отмечает следствие.

Под таким опосредованным руководством Кунавина, по данным следствия, боевики «ДНР» в июле-декабре 2014 года воевали против ВС Украины в Дебальцево, Авдеевке, Иловайске, Марьинке, участвовали в штурме Донецкого аэропорта.

С целью сокрытия своей преступной деятельности, по данным следствия, Кунавин использовал поддельные документы на фамилию Аникеев, а также пользовался прозвищами «Алладин» и «Витязь» и был обеспечен спецпропуском, выданным участниками террористической организации «ДНР».

Также ранее генерал-майор запаса СБУ Игорь Гуськов не исключал того, что человек с фамилией Аникеев имел отношение к ПВК «Вагнера», однако в прокуратуре нам эту информацию не прокомментировали.

Под статьей о финансировании терроризма Кунавину инкримунють четыре эпизода: вывоз с временно оккупированных территорий (ТОТ) в РФ и продажа подсолнечника, уголь, незаконный распил и реализация металлолома и деятельность магазинов АТБ.

По данным следствия осенью 2014 Кунавин провел встречу в кафе «Сепар» в Донецке с представителем так называемого «Министерства государственной безопасности "ДНР"» и дал указание содействовать разведке «ДНР» в осуществлении распила металлолома на одном из бывших промышленных производственных объединений Донецка.

В дальнейшем под видом обустройства расположенного там объекта «Бункер» осуществлялась вырезка металлолома.

«С целью обеспечения беспрепятственной деятельности Кунавин организовал передачу примерно раз в месяц денежных средств в сумме 300 тысяч российских рублей от руководства разведуправления "ДНР" так называемому министерству государственной безопасности "ДНР"», — говорится в обвинительном акте.

Также, по данным следствия, Кунавин передал террористам 1,5 миллиона долларов США, и договорился с ними о том, что под видом гуманитарной помощи будет способствовать поставкам на оккупированные территории топлива в объемах 900 тонн ежедневно для нужд подчиненных террористам.

В 2015 году, по данным следствия, Кунавин просил представителей незаконного вооруженного формирования «Восток» способствовать налаживанию деятельности сети магазинов «АТБ» на временно оккупированной территории Донецкой области на финансово выгодных для «ДНР» условиях.

В 2014 году, по данным следствия, Кунавин контролировал вывоз из ТОТ в РФ семян подсолнечника объемом 200 и 4000 тонн и использования полученных средств на нужды незаконных вооруженных формирований. Общая сумма полученных средств, по данным следствия, составила соответственно 300 тысяч и 6 миллионов российских рублей.

С сентября по декабрь 2014 года, по данным следствия, Кунавин контролировал вывоз из ТОТ в РФ около 2 000 тонн угля для продажи и передачу денег для приобретения военного обмундирования представителям «ДНР».

Сам подозреваемый отрицает эти обвинения и утверждает, что прямой причастности к незаконным вооруженным формированиям не имел.

«К "Оплоту" я никогда причастен не был. К "Кальмиусу" прямой причастности не было. Есть ряд задач, которые ставились со стороны Службы безопасности Украины — я их выполнял. Просто есть вопросы, которые я не могу обсуждать, потому что это гостайна и раскрытие ее — преступление. Я никогда не был сотрудником одной из группировок "ДНР" или "ЛНР"», — сказал Кунавин.

Также он отмечал, что в 2014 году он отбывал наказание за экономическое преступление и не мог создавать никаких незаконных формирований. По его словам, он не имел никогда документов по фамилии Аникеев и никогда не общался с Владиславом Сурковым и другими представителями администрации президента РФ.

«Нет ни одного факта, которые даже теоретически подтверждали бы, что у меня были связи с ФСБ», — говорил нам ранее Кунавин.

По данным следствия, подозреваемый с июня 2014-го координировал создание в составе «ДНР» разведывательно-диверсионного органа — так называемого Главного управления военной разведки, и в том числе артиллерийского батальона «Кальмиус».

«Разведывательное управление занималось непосредственно поставкой оружия на оккупированные территории Донецкой и Луганской областей, в том числе и "БУК", которым был сбит боинг рейса МН-17», — объяснял нам вероятную роль Кунавина в деле боинга прокурор Александр Банник.

При этом пока что адвокат подозреваемого Александр Корнага уверяет, что во время одного из судебных заседаний судья спрашивал прокурора о вероятном участии Кунавина в сбивании боинга и тот не привел подтверждений.

«Неожиданно судья задал вопрос прокурору о том, имеет ли Кунавин отношение к делу МН17 и то под звукозапись подчеркнул, что нет», — сказал нам адвокат Александр Корнага.

Сам Кунавин нам ранее говорил, что о деле МН17 знает только из СМИ.

Ранее Андрей Кунавин заявлял, что сотрудничал со Службой безопасности Украины, но сейчас последней об этом невыгодно говорить. В частности, он упоминал бывшего руководителя управления Центра спецопераций борьбы с терроризмом и советника Василия Грицака Эдуарда Сиренко.

«Есть сотрудники СБУ, которые не заинтересованы в том, чтобы была опубликована информация, связанная с крышеванием угольного бизнеса, бизнеса на оккупированных территориях и не только», — отмечал Кунавин.

По его словам, предложение о сотрудничестве ему поступило в 2014 году, когда он отбывал наказание в Николаевской области за экономическое преступление.

«Поступило предложение принять участие в АТО. СБУ меня оперативно освободило, и было обсуждение по поводу фиксированной зарплаты», — сказал Кунавин.

В то же время прокурор Александр Банник отмечал в суде, что на запрос прокуратуры в Службе безопасности Украины ответили: Кунавин никогда не был штатным или внештатным их сотрудником. Но адвокат Александр Корнага отметил, что этот ответ не имеет юридической силы, поскольку такая информация имеет гриф секретности, и ее надо получать по решению суда, а не через запрос.

Сам Эдуард Сиренко сейчас является обвиняемым по делу о создании ОПГ и вымогательство. Его задержали в 2018 году вместе с еще шестью подсудимыми. Во время общения с нами он подтвердил то, что работал с Кунавиным.

«Да, он был моим агентом. Работал со мной где-то с 2016 года, выполнял задачи. Но мы работали, пока он жил в Донецке, когда он же уехал из оккупированной части Украины — наше сотрудничество прекратилось, поскольку исчезла в этом необходимость», — сказал нам Эдуард Сиренко.

Какие задачи выполнял Андрей Кунавин — Сиренко не говорил, ссылаясь на секретность. По его словам, их свели общие знакомые.