На освещенной стороне Луны впервые нашли следы воды

Национальное аэрокосмическое агентство США (NASA) впервые в истории подтвердило факт обнаружения следов воды на освещенной Солнцем стороне Луны.

Об этом сообщается на сайте NASA.

Так, Стратосферная обсерватория инфракрасной астрономии NASA (SOFIA) сообщила о наличии воды на освещенной Cолнце поверхности Луны. Это открытие указывает на то, что вода может распространяться по всей лунной поверхности, а не только в ее затененных местах.

Следы воды SOFIA обнаружила в кратере Клавий - это один из крупнейших кратеров Луны, расположенный в ее южном полушарии и видимый с Земли.

Это не вода в привычном нам понимании: ее молекулы находятся в лунном грунте в концентрации 100-412 на миллион - или где-то около 0,35 литра на кубический метр.

Для сравнения: в пустыне Сахара концентрация воды в 100 раз больше, чем обнаружили на видимой стороне Луны. Однако, несмотря на небольшие объемы месячной воды, это открытие «ставит перед учеными вопрос о том, как формируется вода и как она сохраняется на строгой и бескислородной поверхности Луны».

Воду на Луне открывали и раньше — правда, касалось это именно неосвещенной ее стороны, защищенной от воздействия Солнца. Как показали за последние два десятилетия данные американских и китайских космических миссий, там вода находится в замороженном состоянии. На видимой же стороне Луны обнаруживали лишь следы гидратации - то есть следов молекул воды в веществах или ионах.

«Это открытие ставит под сомнение наше понимание лунной поверхности и поднимает интригующие вопросы относительно ресурсов, необходимых для исследования глубокого космоса», — рассуждает Пол Герц, директор астрофизического отделения директората научных миссий NASA.

Существует несколько гипотез, откуда на солнечной стороне Луны взялась вода. К примеру, ее туда могли занести микрометеориты, которые ударяются о поверхность. Другая версия: вода образуется как синтез водорода, принесенного солнечным ветром, и богатых кислородом лунных пород, под влиянием космической радиации.

Не менее сложный вопрос заключается в том, как же образованная вода сохраняется на освещенной поверхности Луны. Исследователи предполагают, что она может «прятаться» за песчинками лунного грунта или в своего рода бусинообразных структурах в нем.

«Вода является ценным ресурсом как под научным углом зрения, так и для использования исследователями космоса. Если мы сможем использовать водные ресурсы Луны, то сможем брать меньше воды и больше оборудования, чтобы способствовать новым научным открытиям», — говорит Джейкоб Бличер, ведущий ученый программы NASA по человеческому освоению космоса.

SOFIA - совместный проект NASA и Немецкого центра авиации и космонавтики.